- Налоговый контроль
- НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (англ. tax control) - по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос-ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в др. формах, предусмотренных НК РФ* (ст. 82). Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном гл. 14 НК РФ. При этом они пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл. 14 НК РФ для налоговых органов.
Налоговые, таможенные органы, органы гос-ных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, осуществляют обмен др. необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении Н.к. не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ*, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Статья 861 НК РФ определяет основные правила Н.к. за расходами физического лица. Контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобретающего в собственность определенные виды имущества, с целью установления соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты: недвижимое имущество, кроме многолетних насаждений; механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимости; акции открытых акционерных обществ, гос-ные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках. Н.к. производится должностными лицами налогового органа путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию указанного имущества, сделок с ним и прав на него. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с Н.к. за расходами физического лица, установлена ст. 862 НК РФ.
Если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, то налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении такого требования обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации. Форма специальной декларации разрабатывается МНС РФ по согласованию с Минфином РФ.
Налоговый контроль за расходами - см. Налоговый контроль.
Энциклопедия права. 2015.